Шины Ribbond на верхней челюсти

Существуют три программы о шинах Ribbond. Для образовательных целей, чтобы каждую программу можно было просматривать независимо, первые пять страниц повторяются.

Заболевания пародонта могут ассоциироваться с потерей костной ткани и развитием подвижности зубов. В связи с дискомфортом пациента, ослаблением жевательной функции подвижные зубы шинируют с целью иммобилизации.

На протяжении многих лет стоматологи шинировали зубы различными способами. Один из старых методов предполагал использование отливки с частичным покрытием золотом, которую цементировали и прикрепляли к зубам не параллельными пинами, которые прикручивали к подвижным зубам.

Дальнейшим развитием этой техники была фиксация на композит металлического ретейнера (Мэрилендский мост).

Среди других методик были фиксация к зубам покрытой композитом проволочной сетки, обвязывание зубов ортодонтической проволокой, которую также покрывали композитом.

По мере развития технологий и клинического применения адгезивных методик, появились более щадящие методы шинирования зубов, которые пришли на смену более инвазивным архаичным методикам. На ранних этапах для шинирования зубов использовали проволоку, пины, нейлон и сетку из нержавеющей стали, которые заливали композитом.

Прочность и срок службы таких шин были ограничены из-за отсутствия химической связи и невозможности интеграции композитов с этими материалами. В клинической практике возникали поломки, так как эти материалы были не устойчивы к длительным функциональным нагрузкам, как в условиях нормы, так и при парафункциях.

В начале 1990-х годов появилась совместимая с композитами и бондингами, биосовместимая, эстетичная, простая в использовании, бесцветная армирующая лента Ribbond (Ribbond, Сиэтл, Вашингтон), изготовленная по технологии челночного стежка из полиэтиленового волокна, которое способна интегрироваться с полимерными композитами. Этот армирующий материал был впоследствии хорошо изучен.

Обычно пародонтальные шины изготавливают для нижних зубов.

Из-за длины корней и формы этих зубов они чаще подвержены мобильности при заболеваниях пародонта.

Поскольку в окклюзии эти зубы участвуют чаще всего своими вестибулярными поверхностями, шины изготавливают с язычной стороны, что делает их невидимыми в эстетически важной зоне.

Язычные шины обычно не участвуют в окклюзии и оказывают минимальное влияние на окончательную эстетику реставрации. В отношении верхних зубов такого сказать нельзя.

Если периодонт верхних зубов был подвержен деструкции, и зубы мобильны, плотный окклюзионный контакт не совместим с язычным расположением шины, изготовленной из композита прямым способом.

Даже если изготавливать канавки с язычной стороны, при минимальной толщине композитного слоя, закрывающего волокно, происходит стирание шины в результате функции, и происходит обнажение волокон. Обнаженные волокна мешают во рту, и на них быстро образуется налет.

В этом случае, которому 5 лет, функциональная нагрузка вызвала обнажение волокна. Часто врачи в таком случае говорят, что виноват материал. Но это не так.

Такая проблема возникла из-за неправильного планирования лечения. Данная программа предлагает рациональный подход к изготовлению шины на верхних зубах прямым способом, чтобы таких проблем не возникало.

Если в окклюзии участвуют язычные поверхности верхних зубов, можно препарировать канавки для материала с вестибулярной стороны. Такое препарирование производят с помощью бора 330 на глубину 0,5-1,0 мм хотя бы от середины клыка до середины противоположного клыка. Ширина канавки зависит от ширины выбранного волокна.

В данном случае у пациента была выраженная деструкция тканей пародонта в области верхних передних зубов слева, а именно в области резцов и клыка.

У бокового резца и клыка была мобильность 2 степени и потеря около 60% прикрепления. Основной жалобой пациента была боль при жевании и общее неудовлетворительное состояние этих зубов.

Было принято решение изготовить шину из композита и армирующего волокна Ribbond прямым способом. В связи с плотным окклюзионным контактом и необходимостью сохранить контактные пункты было запланировано изготовить шину с вестибулярной стороны.

Также изготовление вестибулярной шины более предпочтительно, поскольку окклюзионные силы приходятся на зону адгезии.

Зубы были очищены от налета, поверхности корней выровнены. После начальной пародонтальной терапии было проведено шинирование резцов и клыка для исключения вторичного травматизма.

Зубы были изолированы с помощью коффердама. Поскольку зубы были мобильны, и имелись промежутки между зубами, коффердам было легко установить.

Зубы очистили с язычной и с вестибулярной стороны с помощью чашечки и пасты на водной основе. Аппроксимальные поверхности зубов очистили с помощью тонких алмазных абразивных штрипсов.

В связи с плотной окклюзией было решено изготовить шину с вестибулярной стороны с препарированием канавки. Препарирование проводили с помощью бора 330 на глубину 0,5-1,0 мм от мезиальной половины первого премоляра до центрального резца.

Ширина канавки составляла 2,0 мм, поскольку 2,0 мм составляла ширина ленты Ribbond. Зубы протравили в течение 30 секунд, промыли и высушили. На протравленные поверхности нанесли адгезив. Не засвечивайте до нанесения композита.

Необходимую длину волокна Ribbond отмерили с помощью зубной нити, которую проложили от дистальной точки до дистальной точки с другого конца шины. Нить приложили к вестибулярной поверхности зубов. Отрезали нужную длину и использовали ее как шаблон.

Ленту Ribbond смочили адгезивом (один из флаконов адгезивной системы) и промакнули салфеткой для пациента, чтобы удалить излишек адгезива. Ribbond следуют лишь немного смачивать. Когда откладываете Ribbond, накрывайте его, чтобы избежать преждевременной полимеризации.

Если межзубные промежутки плотные, стоит блокировать десневые промежутки, чтобы избежать трудоемкого удаления излишков композита.

Для этого удобно использовать оттискной винилполисилоксан автоматического смешивания жесткой или средней вязкости, нанося его из пистолета в межзубные промежутки. Очень важно, чтобы зубы были протравлены и высушены до использования такой блокировки.

На вестибулярные поверхности наносят гибридный композитный материал средней вязкости из капсулы. Накладывают Ribbond, так чтобы он размещался по центру, и вдавливают его в композит. Излишки композита удаляют до засвечивания.

Вид со стороны режущего края. Видна адаптация волокна Ribbond в канавках с минимальным выступанием на вестибулярную поверхность.

Окончательный вид шины – зубы зашинированы с минимальной толщиной.

Пациент утверждает, что теперь может комфортно жевать этими зубами.

В данном случае пациент хотел сохранить свои верхние зубы и «починить» их.

Был поставлен диагноз «пародонтит тяжелой степени», большинство верхних зубов имели мобильность 2-3 степени и потерю прикрепления до 70%. Прогноз для этих зубов был неблагоприятный.

На этапе планирования лечения пациенту несколько вариантов реставрации в сочетании с терапевтическим лечением тканей пародонта, а также иммедиат-протезом на верхней челюсти.

Пациент выбрал прямое восстановление шиной из композите с армированием волокном и хирургическое лечение, поскольку не хотел потерять зубы.

После начальной пародонтальной терапии до хирургического вмешательства зубы были зашинированы. Из-за плотного окклюзионного контакта было решено изготавливать шину с вестибулярной стороны. Была подготовлена широкая канавка с помощью бора овоидной формы. Интерпроксимальные области были уменьшены, чтобы Ribbond можно было разместить более язычно.

Согласно плану лечения отсутствующий клык заменили армированным понтиком из композита с поддержкой двумя отрезками армирующего волокна Ribbond. В шину были задействованы большая часть верхних зубов.

Как было описано выше, полоски Ribbond отрезали на необходимую длину с использованием зубной нити в качестве шаблона. Зубы протравили, нанесли композитный материал в отпрепарированную канавку.

В области отсутствующего клыка проложили два куска ленты Ribbond для структурного укрепления области понтика. Второй кусок ленты наложили так, чтобы он заходил в область пульпарной камеры эндодонтически леченного премоляра.

Вид со стороны неба. Видна двойная толщина Ribbond в области понтика и как заполняли композитом область пульпарной камеры эндодонтически леченного премоляра, также с использованием Ribbond. Затем волокно вдавили в язычном направлении в интерпроксимальные области.

Окончательный вид изготовленной шины из композита и Ribbond. Пациента назначили на хирургическую операцию на пародонте.

Хирургическое лечение заключалось в реконтурировании костного гребня и перемещении десневого лоскута с вестибулярной и язычной сторон.

Лоскут переместили и ушили. Обратите внимание на более апикальное положение композитного материала по отношению к прикрепленной десне с вестибулярной стороны.

Согласно плану лечения вестибулярные поверхности зубов восстановили фарфоровыми винирами.

Через 8 недель после хирургии заживление проходит хорошо. Для проведения дополнительных реставрационных процедур провели профессиональную гигиену у пародонтолога.

Выполнено препарирование под керамические виниры верхних клыков и резцов. В некоторых случаях при препарировании обнажается волокно с вестибулярной стороны, но не в аппроксимальных областях.

Сняли оттиск и изготовили керамические виниры.

Copyright 1999 Howard
E. Strassler, D.M.D., F.A.D.M.
Dental School, University of Maryland
Ribbond® является торговой маркой компании Ribbond, Inc.

Керамические виниры были получены из лаборатории. Обратите внимание, что виниры заходят на язычные поверхности.

Copyright 1999 Howard
E. Strassler, D.M.D., F.A.D.M.
Dental School, University of Maryland
Ribbond® является торговой маркой компании Ribbond, Inc.

Изготовленные виниры зафиксировали к зубам и зубы зашинировали с помощью армирующего волокна Ribbond. На рентгеновском снимке визен композитный материал и армирующее волокно Ribbond.

Copyright 1999 Howard
E. Strassler, D.M.D., F.A.D.M.
Dental School, University of Maryland
Ribbond® является торговой маркой компании Ribbond, Inc.

Литература по теме

Tarnow DP, Fletcher P: Splinting of periodontally involved teeth: indications and contraindications. New York State Dental Journal, 52(5):24, 1986

Strassler HE, Serio FG: Stabilization of the natural dentition in periodontal cases using adhesive restorative materials. Periodontal Insights 4(3):4-10, 1997

Miller TE: A new material for periodontal splinting and orthodontic retention. Compend Contin Educ Dent 14(6):800, 1993

Christensen G: Reinforcement fibers for splinting teeth. In CRA Newsletter 21(10):1, 1997

Strassler HE, Scherer W, LoPresti J, Rudo D: Long term clinical evaluation of a woven polyethylene ribbon used for tooth stabilization and splinting. Journal of the Israel Orthodontic Society. 5(3):11, 1997

Strassler HE, Haeri A, Gultz JP: New-generation bonded reinforcing materials for anterior periodontal tooth stabilization and splinting, Dental Clinics of North America 43(1):105-126, 1999.

Serio FG: Clinical rationale for tooth stabilization and splinting. Dental Clinics of North America 43(1):1-6, 1999.

Pollack RP: Non-crown and bridge stabilization of severely mobile, periodontally involved teeth: a 25-year perspective. Dental Clinics of North America 43(1):77-104, 1999.

Дополнительную информацию о пародонтальных шинах и стабилизации Вы можете получить поиском на сайте Grateful Med.

Copyright 1999 Howard
E. Strassler, D.M.D., F.A.D.M.
Dental School, University of Maryland
Ribbond® является торговой маркой компании Ribbond, Inc.

Scroll to top